«Сухишвилеби» - Национальное Достояние Грузии 

«Сухишвилеби» - Национальное Достояние Грузии

Источник: 

Sputnik
+

 

Фото: 

Нино Рамишвили

До 1969 года на сцену Ла Скала не ступала нога ни одной фольклорной труппы. Первым народным танцем, который был исполнен на сцене прославленного миланского оперного театра, был грузинский – "Парца".

 

После завершения двухчасовой программы грузинских танцоров, нарушивших почти двухвековую традицию Ла Скала, под бурные овации зрителей занавес поднимался 14 раз. Академический ансамбль грузинского народного танца тогда побил рекорд самого Энрико Карузо…

 

Ансамбль ездил по всему миру. В Нью-Йорке, на Бродвее представители труппы дважды признавались "Лучшим шоу года". Затем грузины покорили Лондон, а позднее их искрометные танцы буквально поразили парижского зрителя. Это была труппа, которую самые влиятельные издания различных стран признали лучшим фольклорным ансамблем всех времен. И за этим оглушительным успехом стояли имена Нино Рамишвили и Илико Сухишвили. 

 

"Сухишвили" — так называют их в Грузии. В нынешнем году ансамблю исполнилось 70 лет, и на днях в Большом зале Государственной филармонии состоялся последний концерт юбилейных торжеств. А все начиналось так…

 

В 1927 году в Тбилисскую студию оперы и балета Илико Сухишвили и Нино Рамишвили зачислили почти одновременно. Нино считалась, скорее, балериной, а Илико и исполнял, и ставил грузинские танцы. Вскоре имена Нино и Илико друг к другу "приросли", и в 1930 году, несмотря на сопротивление со стороны родителей Нино, они стали жить вместе. Свадьбы у них не было, как и не было до конца жизни официальной регистрации брака, что не имело никакого значения ни для них самих, ни для их поклонников. 

Вскоре их пригласили в Москву, в Большой театр, откуда они вернулись в Тбилиси признанными танцорами и хореографами.

 

До 20-х годов прошлого века грузинские танцы исполнялись, в основном, по праздникам. Сухишвили и Рамишвили были первыми, кто дал этим танцам сценическое лицо. В тот период Илико Сухишвили сделал большой шаг вперед на пути совершенствования национального танца – своей техникой, манерой и всеми теми нюансами, которые сегодня характерны для грузинского танца. Смена темпа, правильно построенный хореографический рисунок – все это соответствовало принципам модернистского балета того времени.

В танцы, позаимствованные Илико в картлийских деревнях, а затем, благодаря его огромному таланту, усовершенствованные, Нино привнесла нюансы классического балета. Сухишвили и Рамишвили, к тому же, увеличили количество исполнителей и тем самым создали солистам впечатляющий фон. 

 

Танцы "Сухишвили" отличались многообразием. Танец "Грузинский" стал своего рода визитной карточкой ансамбля. А "Ханджлури", танец с саблями, неизменно вызывал у зрителей бурные овации, в особенности, когда солисты начинали "летать" над сценой. За ним следовал танец "Самая" — с совершенно иным темпо-ритмом… Благодаря такому разнообразию, концерты длились до двух часов…

 

Илико и Нино никогда не ограничивались одним новшеством и часто путешествовали по Грузии, буквально по крупинкам собирая хореографические жемчужины  по всей стране. 

 

Огромная доля в успехе ансамбля "Сухишвили" принадлежит сценическим костюмам, которые выделялись необыкновенным сочетанием цветов. Их создавал Солико Вирсаладзе, который с первого же дня стоял рядом со своими друзьями.

В 1935 году в Англии состоялся Всемирный фестиваль народного танца. Из Советского Союза было отправлено до 100 танцоров из всех республик. Илико Сухишвили на фестивале исполнил горский номер и получил Гран-при. Королева Англии Мэри передала Сухишвили золотую медаль, во время чего Илико приложился к ее руке. Весть об этом дошла до Кремля, и когда возвратившуюся из Англии делегацию принял Сталин, он с улыбкой напомнил Илико этот эпизод… Вообще, к Илико Сухишвили генералиссимус относился с особой теплотой, а сам Илико называл его "дядей Сосо", будто подчеркивая тем самым, что они оба были из одного уголка Грузии…

 

Самой большой мечтой Сухишвили было создать труппу грузинского танца, но осуществлению планов помешало начало войны… В войну он вместе с Нино ездил по воинским частям с концертами, не переставая при этом думать о формировании ансамбля. Он собрал ближайших друзей и учеников, однако на протяжении многих лет ансамбль так и не смог получить официальный статус. В то время у них не было даже зала для репетиций, поэтому, в основном, репетиции проводились в квартирах членов ансамбля. Труппа состояла из энтузиастов, не было денег на костюмы, аккомпанемент исполнялся на фортепиано, а вместо ударных инструментов использовался обычный стул…

 

Вопрос создания ансамбля в Центральном комитете Компартии Грузии решился только в июне 1945 года. Илико представил танцы как народное творчество, скрыв, что автором многих трюков был сам. В кабинете одного из тогдашних высокопоставленных должностных лиц страны – Варлама Шадури он снял пиджак и под аккомпанемент собственного голоса станцевал 20 номеров, сам же исполнив женские партии. Варлам слушал его до утра и под конец, уставший, сказал ему: "Ты так этого хочешь, что у тебя обязательно получится". И действительно, 11 июня 1945 года состоялся первый концерт, и не было номера, который не исполнялся бы на бис. 

 

В 1947 году состоялись первые гастроли в Финляндию, где ансамбль произвел на зрителей колоссальное впечатление. Затем были выступления в различных городах Дании, где местные власти оказались вынуждены охранять ансамбль с помощью полиции..

 

В 1949 году Сухишвили и Рамишвили были представлены на звание лауреатов Сталинской премии второй степени. Когда Сталину занесли список, он спросил: почему у Сухишвили указана вторая степень? Ответили, что не хватило двух голосов. Сталин задумался и сказал: "Моего голоса и голоса товарища Ворошилова будет достаточно?!"

 

Вскоре ансамбль прославился уже по всему миру. Зарубежный зритель, никогда не видевший подобных танцев, с восхищением смотрел двухчасовую программу…

Ансамбль Илико Сухишвили и Нино Рамишвили объездил 88 стран на пяти континентах. Начатое им дело продолжают внуки – Нино и Илико Сухишвили (младший). 

 

Прямая линия, синхронный танец, новые трюки и движения – главные приоритеты Сухишвили — неизменны по сей день. Новые танцы и программы вызывают у зрителя такое же восхищение, как некогда творческие работы прославленных предков, непревзойденных корифеев грузинского танца — Нино Рамишвили и Илико Сухишвили.

РУБРИКА  ●  НОВОСТИ ГРУЗИИ




«Панки» и «Готы» Грузии

В Тбилиси существует множество субкультур, в том числе – небольшие сообщества панков и готов.


«Грузинский Инстаграм»

Уже почти два года мое сердце там. Немножко Грузии со мной везде.

















Вопросы и ответы

Задавайте свои вопросы нашим консультантам! Они постараются ответить на них быстро и корректно

Наши услуги

Здесь вы можете заказать документы из различных государственных учреждений Грузии

Посольство Грузии в Москве

Интересы Грузии в России представляет Посольство Швейцарии в Российской Федерации


comments powered by HyperComments