Неопубликованные ранее документы: «Последний день Сухуми»

Неопубликованные ранее документы: «Последний день Сухуми»

Источник: Селекторат / Фото: Грузия

Ниже - наиболее полная на сегодняшний день сводка свидетельств о штурме здания Совмина Абхазии 27 сентября 1993 года и неопубликованные ранее документы главы грузинского правительства Абхазии в Жиули Шартава и мэра Сухуми Гурама Габискирия, расстрелянных неустановленными абхазскими боевиками. (Публикуются впервые). Габискирия и Шартава были взяты в плен кабардинскими добровольцами, которым и сдали свои документы. Затем руководители грузинского правительства Абхазии были переданы абхазским силам, которые их расстреляли.

ИСТОЧНИК: Штурм Совмина. Кушхабиев А.В. Кабардинские добровольцы в грузино-абхазской войне (1992-1993 гг.). Нальчик: Издательство М. и В. Котляровых, 2008. Стр. 76-79.

 

27-го сентября 1993 г. началась операция по освобождению Дома Правительства (Совмина) Республики Абхазия в центре Сухума. Данную операцию необходимо рассмотреть более подробно, так как в последнее время стали забывать или скрывать, какое именно подразделение осуществило штурм Дома Правительства. В книгах и статьях абхазских авторов, посвященных грузино-абхазской войне 1992-93 гг., лишь сообщается без подробностей, что части Вооруженных сил Республики Абхазия освободили Совмин. Данная операция «по горячим следам» кратко, но все же освещалась в периодических изданиях.

 

27-го сентября кабардинская разведывательно-штурмовая группа под командованием М. Шорова, как и другие подразделения абхазской армии, пробивалась к зданию Совмина. В 9 часов утра, когда группа находилась на улице, возле прокуратуры (эта улица выходит сбоку на площадь к Совмину), поступило сообщение по рации: «Семьдесят седьмой (позывные разведгруппы), идите к Совмину. Он уже взят».

По воспоминаниям добровольцев, они были огорчены тем, что Совмин уже освобожден без них. Когда бойцы группы вышли со стороны правого крыла здания на край площади, с верхних этажей центрального (самого высокого) корпуса и из окон второго этажа правого крыла по разведгруппе открыли огонь из пулеметов и автоматов. Добровольцы бросились врассыпную в укрытия. Решив, что по ним бьют свои, приняв за грузинское подразделение, стали размахивать абхазским флагом и кричать: «Апсуа!» (абхаз). Но к стрельбе подключился БРДМ-2, находившийся в конце площадки у центрального входа. Вскоре добровольцы увидели над Совмином и перед ним государственные флаги Грузии. Стало ясно, что в здании находились подразделения противника. По воспоминаниям добровольцев, они стали быстро готовиться к штурму и даже обрадовались, что им повезло сразиться с лучшими подразделениями грузинской армии и освобождать здание Правительства Абхазии. На видеозаписи, сделанной за несколько минуи до начала операции, возле Совмина не видно никаких других подразделений, кроме кабардинской разведгруппы.

 

Штурм начался в 10:30 с правой стороны здания. С верхних этажей центральной части здания били по атакующим «военспецы» из украинской организации УНА-УНСО. Их снайперов пытались подавить огнем пулеметчик и снайперы кабардинской разведгруппы. С нижних этажей и окон второго этажа правого крыла огонь вели спецназовцы из охраны Э. А. Шеварнадзе и члены оккупационного правительства Абхазии во главе с Жиули Шартавой (около 150 человек). На площади перед входом в Совмин маневрировал БРДМ-2, стрелявший по штурмующим из пулеметов КПВТ и ПКТ. Вскоре кабардинским добровольцам дали огневую поддержку бойцы армянского батальона им. маршала Баграмяна. Они открыли огонь через всю площадь (около 800 м) из пулеметов и гранатомета.

Кабардинских добровольцев также поддержал расчет зенитной установки ЗУ-23-2. Доброволец Кармоков Артур, выбежав на открытое место, из РПГ-7 подбил БРДМ-2, но сразу же погиб от пули снайпера. Около 20 минут добровольцы вели бой, чтобы вынести тело погибшего из-под огня. Позднее выяснилось, что грузинские снайперы использовали отравляющие пули.

 

Вскоре штурм возобновился. Кабардинские добровольцы применили и огнеметы «Шмель», не использовавшиеся до этого, во избежание крупных возгораний в здании. Противник переместился в левое крыло здания, откуда продолжал вести огонь. Подошедший абхазский танк произвел несколько выстрелов по зданию и удалился. Через четыре с половиной часа после начала штурма Совмина, в одном из окон второго этажа левого крыла здания выбросили белое полотнище. Через несколько минут из здания вышел человек без оружия с белым полотенцем в поднятой руке. К нему, тоже без оружия, подошли М. Шоров и А. Шихалиев. Парламентер передал разведгруппе предложение Ж. Шартавы предоставить им коридор, по которому они сразу же уйдут из города. Однако ему ответили, что приемлемо лишь одно условие:

 

«Оставшиеся в живых сдаются в плен, раненым будет оказана медицинская помощь. В противном случае, через 15 минут штурм возобновится, и они будут уничтожены». После этого через 15-20 минут вышел тот же парламентер с белым флагом и сообщил, что Ж. Шартава согласен сдаваться только кабардинцам. М. Шоров и А. Шихалиев ответили, что Совмин штурмуют только кабардинцы. Когда добровольцы поднялись с парламентером на второй этаж, там оставшиеся в одной комнате грузинские спецназовцы (около 30 человек) и члены оккупационного правительства стали складывать оружие и амуницию на пол.

 

Выяснив, кто среди сдающихся Ж. Шартава, М. Шоров объявил ему: «Вы арестованы». Ж. Шартава попросил сообщить, кто его берет в плен. М. Шоров ответил: «Командир кабардинской группы, майор абхазской армии Шоров». Ж. Шартава сдал свое оружие (серебристый генеральский пистолет и короткий автомат), а также удостоверение депутата Парламента Республики Грузия. Свое удостоверение сдал и грузинский мэр г. Сухума Гурам Габискирия. Также сдались начальник полиции и начальник канцелярии оккупационного правительства. Бывший глава оккупационного правительства Ж. Шартава записал в свой блокнот, кем и как он арестован. Сдались и 26 грузинских спецназовцев.

Военнопленные сообщили, что командование Вооруженных сил Грузии ввело их в заблуждение. Им постоянно сообщали, что на подмогу прорывается танковая часть, что с Украины уже летят самолеты с десантом, что в Новом Афоне высажен многочисленный грузинский десант и т. п. Когда же они поняли, что их дезинформировали, было уже поздно. В 14:30 кабардинские добровольцы Аслан Абаев и Азамат Хагажеев водрузили над зданием Совмина государственный флаг Республики Абхазия с надписью, сделанной ручкой: «Кабардинская группа. 27.09.1993». В одном из окон здания Совмина выставили и пробитый пулями и осколками черкесский (адыгский) национальный флаг.

 

Осмотрев верхние этажи здания, добровольцы подтвердили, что там было много тел убитых украинцев. Пленных стали выводить из здания через подъезд левого крыла. Площадь перед Совмином заполнили бойцы разных полразделений Вооруженных сил РА. Раздались возгласы: «Аяайра!» (победа — на абх. яз.) стрельба в воздух. Операция по освобождению столицы Республики Абхазия — г. Сухума была завершена.

 

Так передает данный источник последний день однажды прекрасного грузинского города Сухуми!





5 Октября 

5 самых дорогих и уникальных грузинских вин

На протяжении веков грузины создали уникальные виды вина, каждый из них отличается.


2 Октября 

9 вещей, которые смущают иностранцев в Грузии

Что больше всего бросается в глаза иностранцу, проживающему в Грузии?


6 Октября 

«ГРУЗИЯ» исчезнет с карты мира

Грузия просит дружественные ей страны называть ее Сакартвело.




comments powered by HyperComments