Грузинский дизайнер мирового уровня

Грузинский дизайнер мирового уровня

Источник: 

CARDESIGN.RU


Изображение: 

Звиад Циколия

Звиад Циколия стал широко известен в профессиональной дизайнерской среде в начале 2000-х, когда выиграл в конкурсе на разработку облика купе класса luxury, организованном российской автомобилестроительной компанией A:Level. Впоследствии эти эскизы Циколии легли в основу дизайна нашумевшего в середине 2000-х концепт-кара Russo-Baltique Impression. Продолжая жить в Тбилиси, Звиад сотрудничает с крупными западными и азиатскими автомобильными компаниями, у него своя дизайн-студия и собственный часовой бренд, запущенный в 2012 году. Мы взяли у Звиада интервью.

Звиад, не могли бы вы прежде всего рассказать немного о себе - где родились, кем были ваши родители, когда и как вы решили стать дизайнером?

Отец был режиссером, мать - актрисой. Я сын творческих людей, поэтому интерес к творчеству у меня проявился еще в детстве. Отец у меня очень хорошо в дизайне разбирался, в принципе, это от него мне такие навыки перешли.

А вообще я стал дизайнером, потому что в детстве меня привели на станцию юных техников в лабораторию транспортного дизайна. И вот с детства я там начал заниматься вот этим. В принципе, мы там начали развивать таланты.

После уже я решил поступить в Академию художеств, но поскольку там не было факультета транспортного дизайна, мне пришлось пойти на промышленный дизайн. В дальнейшем мне это здорово помогло в освоении транспортного дизайна, поскольку транспортный дизайн включает в себя все абсолютно. Когда ты работаешь над интерьером автомобиля, в частности, там навыки промышленного дизайнера особенно пригождаются. Вот с этого все и началось.

Это все в Тбилиси было, да? И окончили вы тбилисский вуз?

Да, это все в Тбилиси.

Расскажите пожалуйста о своих первых шагах на пути дизайнера.

Ну первые шаги на пути транспортного дизайнера были сделаны еще в юности, на станции юных техников. Мы занимались там многими проектами, многими инновационными проектами. Эта лаборатория очень часто получала на выставке ВДНХ призы, второе, третье места. И очень много патентов мы получили. Там шла очень плотная работа по этому направлению: делали городские автомобили, спортивные, разного вида транспорт, на солнечных батареях, то есть там шла обычная работа на будущее, как идет в настоящих дизайн-студиях. Для выставок, для ВДНХ, мы как-то сделали трейлер, который отметили наградой, какие-то городские автобусы, такси. Тогда-то все и началось. Полностью профессиональной эту работу, конечно, нельзя назвать, но основы проектирования и мышления мы получили. База та же самая. В настоящих дизайн-студиях, конечно, больше работы с технологиями. Но тем не менее, то, что мы делали в то время мы делали на очень профессиональном уровне, несмотря на то, что нам было по 13-14 лет. Мы всегда старались представлять на ВДНХ какую-то новизну и это нас очень подбадривало и стимулировало.

Промышленным же дизайном я начал заниматься не потому, что очень хотел им заниматься, меня всегда больше привлекал транспорт. Промышленный дизайн - это как бы вынужденная посадка, были заказы, а у меня был опыт, который можно было применить. В процессе я втянулся, мне очень понравилась эта тема, у меня появилась как бы потребность в промышленном дизайне. И я начал очень интенсивно работать в этом направлении, тем более, что в промышленном дизайне было больше заказов, чем в транспортном. В основном, я начал работать над упаковками. Сейчас в Грузии высокая потребность в качественной упаковке - вы знаете, что у нас много разливают вин, минералок, лимонадов, делают также кондитерские изделия. Я уже как бы создал рынок для дизайнеров упаковки здесь в Грузии. В основном требуется дизайн бутылок. Раньше как было: производители брали каталоги иностранных производителей бутылок или тары и потом они выбирали какую-то бутылку и подстраивали производство под эти бутылки или бутылку подстраивали под существующее производство. А в моем случае это было все индивидуально, тем более, что я предлагал им не переделывать существующую линию и это им обходилось в практически ничего - только новая пресс-форма. Не приходилось перестраивать производство, что здорово экономило их бюджет и отсюда появился этот рынок, и я начал в этом направлении работать.

Были еще заказы с Тбилисского авиазавода, они разрабатывали маленький джет и им надо было делать интерьер. То есть я очень плотно с этими производствами сотрудничаю и исходя из того, какой продукт, нам приходится решать конкретные задачи.

Но тема промышленного дизайна появилась у вас гораздо позже?

Такого потока нет, чтобы надо было делать проекты один за другим. Есть периоды, когда очень много заказов, но есть периоды, когда вообще ничего нет. В принципе, промышленным дизайном я реально начал работать где-то с 2000 года. До этого были попытки, я помогал другим, делал какие-то проекты, но это было не в коммерческом смысле. Это была просто помощь. Но уже где-то с 2000 года я начал основательно работать в этом направлении и это стало одним из основных моих средств заработка.

После окончания Тбилисской академии, вы не получали никакого дополнительного образования?

Нет, я не получал. Это был чисто практический опыт, образование шло исходя из проекта, я много получал с этого, это больше помогло, нежели теория. Я человек практического образования. С этой стороны я могу конкурировать с теоретиками, потому что у меня только практические навыки.

Какой у вас был первый серьезный проект в транспортном дизайне? Понятно, что в 13-14 лет это был чистый энтузиазм.

Несмотря на то, что я сотрудничал с иностранными производителями автомобилей - с французами, итальянцами, японцами, китайцами, - для меня одним из важнейших проектов и первым серьезным шагом остается все-таки мой проект Bugatti, который я выставил в 1997 году на Франкфуртском автосалоне.

Вы знаете, этот макет в масштабе 1:1 мы делали на лоджии первого этажа, в обычной квартире, не было никаких инструментов и работали над этим макетом обычным ножом, которым консервные банки открывали. Это умопомрачительно было. Когда я вспоминаю, я просто сам себе не верю, потому что с этим проектом было много проблем и я их прошел. Даже если сейчас мне кто-то предложит то же самое повторить, несмотря на то, что у меня сейчас гораздо больше опыта, я все-таки не решусь на это все. Когда я смотрю на этот проект я думаю о том, что у меня не было такого опыта в дизайне, я не так воспринимал пропорции и линии, и в целом воспринимал дизайн не так как сейчас, я был еще в процессе брожения.... Несмотря на это все, я смотрю спустя 18 лет и все-таки думаю, что это был один из моих самых интересных проектов, но, честно говоря, самым достойным и любимым проектом все-таки является первый грузинский броневик Дидгори. Эта машина является таким душещипательным проектом.

Уточняющий вопрос: тот Bugatti вы сделали по своей инициативе и арендовали площади по своей инициативе на Франкфуртском автосалоне, где выставили его?

Да, это был очень долгий процесс. Я задал вопрос администраторам автосалона - сколько будет стоить выставиться у вас? Потому что я в 1995 году в первый раз посетил Франкфуртский автосалон, это была моя мечта.

Во время СССР мы охотились за каждой информацией. Знаете, как в советское время показывали в передаче Время западные автосалоны? Нельзя было показывать как Запад хорошо развивается, поэтому они показывали только колпак машины, эмблему или руль, но не целиком. Целиком если и показывали, то только секунды две-три. И все, что ты успевал увидеть, оставалось в твоем воображении. Так что была у меня мечта посетить Франкфуртский автосалон и мне удалось это сделать в 1995 году, поскольку я тогда работал дизайнером авиакомпании AirGeorgia, это была первая авиакомпания, которая летала во Франкфурт, и у меня был бесплатный доступ к полетам. Я воспользовался этим и полетел во Франкфурт, на автосалон.

Там я познакомился с одним очень интересным человеком - Йоханном Дауэром, который был чемпионом Ле мана 1994 года. Он тогда выпускал спортпрототипы Porsche 962, адаптированные для дорог общего пользования. В количестве 50 штук он должен был выпустить эти машины. Там брунейский султан купил этот Dauer 962, еще какие-то серьезные клиенты. Я познакомился с Дауэром и он очень заинтересовался мной, он был заинтересован в сотрудничестве. И вот в 1996 году, когда я поехал в Нюрберг, встречаться с ним и обсуждать партнерство, я, можно сказать, не прошел тест. Не прошел по своей глупости, по своей неопытности в общении с людьми и еще из-за грузинской гордости, которая очень здорово помешала. Поэтому наше партнерство не состоялось, он хотел меня нанять как дизайнера, а я начал брыкаться, мол, либо то, либо ничего. В общем, повел себя как максималист. И я ему сказал: ничего, если вы не хотите взять меня на работу, это не проблема, но я обещаю, что на следующем автосалоне я буду стоять рядом с вами со своим проектом. А я вообще настырный, если у меня есть цель, то я к ней иду.

И вот я начал заниматься вот этим. Мне повезло, я за неделю нашел и спонсоров и всех, кто мог мне помочь. Поговорил и с авиакомпанией, в которой в тот момент работал. Взял размеры багажного отсека Ту-154 и они пообещали, что отправят этот макет в багажном отсеке во Франкфурт. Я взял эти размеры Ту-154 и начал уже под эти размеры проектировать автомобиль. И вот когда его доставили во Франкфурт, немцы разгружали и здорово поломали макет, поэтому нам пришлось всю ночь работать, чтобы к следующему утру макет был снова готов к выставке.

Но в том году, когда я выставлялся, у компании Dauer уже были проблемы, поэтому они не выставлялись. Выставлялся только я. То есть все равно у меня не получилось сдержать свое обещание. (Смеется.)

А Йоханн Дауэр не посетил ваш стенд?

Он посетил, да. Я его увидел, позвал, он так обернулся и посмотрел на меня большими удивленными глазами. Я говорю: ну что я тебе обещал? Говорил, что выставлю?

Потом мы еще не раз встречались, у него были какие-то намеки на проект, но почему-то он не смог осуществить, а потом у него появились юридические проблемы и его даже посадили в тюрьму, насколько я знаю.

А особую гордость, вы говорите, испытываете за проект броневика. Не могли бы рассказать подробнее?

Да, зная о моем опыте, меня позвали, попросили из Министерства обороны сделать первый грузинский броневик. Так я начал работать в этом проекте. Там уже были инженеры, конструктора, но у них не было дизайнера, который правильно бы организовал компоновку и правильно распределил бы объемы. Мне пришлось этим заниматься. Мы делали все с нуля, у нас была готовая ходовая часть, но кузов, компоновку делали с нуля. Было очень интересно. У нас были прототипы ведущих производителей и была установка: сделать не хуже них. В конце концов получилось не хуже, а лучше. Подтверждение тому было недавно: буквально месяц назад мы победили в тендере Саудовской Аравии, в котором участвовали 12 броневиков разных производителей, построенных на этой агрегатной базе. Наша машина обошла всех конкурентов и прошла в первую тройку. В финале были мы и американцы. В конце концов мы победили.

Сложно было переключиться с привычных для вас объектов на броневики? Там же своя специфика, своя наука.

Специфика, конечно, своя, но принципы проектирования и дизайна одни и те же. Подход везде один, надо сначала правильно построить логическую цепочку, если построили вы логическую цепочку правильно, то потом она даст хороший результат. Кроме того, в процессе работы надо побольше общаться, делать сравнения, побольше информации получать от тех или иных людей, больше знакомиться с конкурентами и так далее. Специфика такая, что надо в первую очередь общаться с военными, людьми, у которых есть опыт эксплуатации подобной техники.

Я предложил много инновационных решений, которые в конце концов себя оправдали. Я думаю, что именно из-за этих решений машина в конце концов победила в тендере в Саудовской Аравии. 95% всех моих идей были реализованы в этой машине. 5% - это какие-то факторы, которые не позволили нам все реализовать.

Это одна из моих любимых работ, поскольку мне дали проект и сказали, что не будут вмешиваться в работу. В принципе, я руководил проектом и все делалось максимально близко к тому, каким его видел я.

А вы продолжаете сотрудничество с этой компанией?

Да, мы поддерживаем отношения, время от времени вместе работаем. Я работал в Китае, в компании SAIC Motor над проектами Roewe и MG и мне пришлось как бы отлучиться от этого всего. В SAIC я сотрудничал с интерьерщиками, давал им какие-то практические знания, делал ревизию проектов, которые они реализовывали. Поэтому пришлось отлучиться от военной тематики, но сейчас мы снова думаем о сотрудничестве.

Вы не могли бы вообще подробнее рассказать об основных ваших проектах? В русской Википедии написано, что в 2001 году вы начали сотрудничество с компанией Peugeot.

Да, я тогда как раз ездил к Володе Пирожкову, он работал в Ницце. Peugeot меня пригласила для работы над проектом 1007. Я был привлечен по принципу аутсорсинга, нас было несколько человек, три или четыре дизайнера, я точно не помню. Все работали на аутсорсинге, потом отослали все наши идеи Pininfarina, они скомпоновали вместе и доработав проект, выпустили под именем Pininfarina.

Если помните, в начале 2000-х был концептуальный пожарный Peugeot H20 Concept. Вот он, в принципе, был сделан по моей концепции. Я им послал проект пикапа, но они пропорции изменили, но основные характерные черты оставили. Так что к этому проекту я тоже частично приложил руку.

Расскажите о своем часовом бренде.

Часовую компанию UNIQ я открыл в 2012 году, часы мы производим в Швейцарии. Каждая модель выпускается в количестве не более 300 экземпляров и каждая чему-то посвящается. Дизайн последней модели часов UNIQ был вдохновлен дизайном Lotus Seven.

Да, там много подрядчиков, каждая компания делает какой-то компонент. Потом это все собирается на заводе Rondo. Rondo дает механизмы, собирает и дает швейцарский сертификат производства. Дизайном целиком занимаюсь я. Мои первые часы были посвящены ГАЗ-M21, все говорят, что это мои лучшие часы, хотя я стараюсь все время делать что-то новое, каждые часы мне нравятся по-своему. Часы M21 очень популярны, большую часть их тиража купили в России и США. В России их продажей занимался Ретро-салон.ру Посмотрим, может быть, мы еще сделаем их механический вариант.

А вот еще такой вопрос: в Википедии написано, что вы делали некий Rolls-Royce Coupe для британского коллекционера. Что за проект? Я никогда о нем не слышал.

Это было в 2003 году, со мной связался один коллекционер, он хотел сделать купе, он меня позвал к себе, я приехал к нему, он миллионер, я жил у него в загjродном доме недалеко от Лондона. У него была очень большая коллекция машин - и Lamborghini Countach, и Aston Martin Zagato, и очень-очень много других интересных машин. Он большой любитель Rolls-Royce. Он увидел мои эскизы, насколько помню, как раз на CarDesign.ru, потом он со мной связался и предложил сделать проект уникального купе Rolls-Royce. Конечно я согласился и поехал, мы начали работать над этим проектом. Он реализовывал этот проект в ателье DC Design Дилипа Чхабрии, они с ним очень здорово дружили. Когда я приехал к заказчику, как раз Чхабрия и сидел у него дома. Мы начали общаться, он хотел вот этот проект делать и мы начали работать. Но как обычно происходит, во время проекта Чхабрия начал вносить свои коррективы, говорил, что это невозможно, нетехнологично. Вы сами понимаете, все стараются себе упростить работу, поэтому общая концепция и архитектура кузова была той, которую я им дал, но в нюансах она сильно отличалась. Детали были не теми, которыми я их задумывал, поэтому я не очень-то горжусь этим проектом. Я просто говорю, что я работал над ним, но реальная машина выглядит не так, как мне хотелось бы.




Очарование Тбилиси

Старый город и красавицы на картинах грузинского художника
















Министерство юстиции Грузии / Официальный сайт





Президент ГрузииОфициальный сайт


Аннексия Осетии и Абхазии

Готовится полная аннексия Южной Осетии и Абхазии










Заказ Справки о трудовом стаже в Грузии / Скоро!