Грузинский вор в законе, навсегда вошедший в историю...

Источник информации: 

Readovka.ru

Изображение: 

Смоленская тюрьма 

 

Леван Блиадэе/geomigrant.com


Поделитесь с друзьями:


Бежан Кукава - человек, чье имя связано с прогремевшей на всю страну всеобщей голодовкой в СИЗО на проспекте Гагарина.  Мы собрали не только доступные официальные источники, но и рассказы тех, кто лично знал Кукаву. 

Бежан переехал из Москвы в Смоленск в 1996 году, уроженцу Грузии тогда было 35 лет. Его короновали еще в 1981 году, Кукава имел обширные связи с кавказскими ворами в законе. Бежан постепенно распространял свое влияние в нашей области, ставя "смотрящих" в районных центрах. Однако, говорят, что не все авторитеты были рады приехавшему со своими порядками вору. Возможно, именно это привело к покушению на его жизнь...

Бежан жил в квартире на Витебском шоссе. Пули были пущены прямо через входную дверь. Жена подскочила и закрыла любимого своим телом. Она получила тяжелое ранение, но чудом выжила после нескольких операций. Кто именно тогда пытался убить Бежана – неизвестно...

Смоленский централ

В 1999 году Бежан Кукава впервые попал в местное СИЗО. Он содержался в смоленском следственном изоляторе с 21 марта по 1 июня 1999 года и с 9 сентября 1999 года по 11 апреля 2000 года. Тогдашним сидельцам, надо сказать, приходилось туго.

Бежан Кукава
Бежан Кукава

Вот что мне рассказал еще при прошлогодней моей встрече бывший начальник пресс-службы УФСИН России по Смоленской области, полковник внутренней службы Владимир Макаренков:

- Условия содержания в изоляторе на ту пору были ужасающими: железные щиты на окнах, установленные для предотвращения межкамерной связи, перекрывали доступ свежего воздуха, накалялись на солнце и делали жизнь в душной переполненной камере невыносимой. При лимите наполнения в 1510 человек среднесписочная численность заключенных за 1999 год составила 2221человек. Зэки спали на нарах по очереди в две-три смены. У Кукавы созревал план организации голодовки. Он убеждал заключенных жаловаться на условия содержания при прокурорских обходах, призывал к неповиновению. По мнению сотрудников правоохранительных органов, Кукава для повышения своего авторитета использовал сложившуюся ситуацию в смоленских колониях и тюрьмах. Уже зная о грядущих реформах, он в дальнейшем планировал выдать улучшение содержания зэков за свои личные заслуги и победы. 

В глазах "братвы"

 Одна из его знакомых, попросившая не указывать ее имени, поделилась со мной воспоминаниями о нем. она запомнила его другим:

- Он был рискованным и амбициозным. Любил золото и дорогие машины. Нравился женщинам: смугловатый, с правильными чертами лица, хорошо сложеный. Лидер, властолюбивый человек. Тонкий психолог, к каждому находил подход: с одними был скромен, с другими – груб и жесток. На преступника он, в общем-то, похож не был. Часто Бежан засиживался в одном из смоленских баров – сидел там броско одетый, с массивной золотой цепочкой и большим крестом на шее. Не курил, выпивал в меру. В этот бар часто приходили «ходоки», принося «малявы» от зэков со всей Смоленской области. Заключенные жаловались Кукаве на плохое содержание в камерах, побои. Просили решить бытовые или криминальные вопросы. Немало было сидельцев, которые безоговорочно доверяли «заступнику братвы».

Бежана увезли

Однако в начале 2000 года его после осуждения за очередное преступление этапировали в Республику Коми. Бежан подозревал, что его специально хотят подальше упрятать. Посыпались жалобы в разные инстанции: «У меня дети и жена-инвалид, оставьте в области!» Не оставили. Накануне отбытия Бежан разослал по второму корпусу СИЗО записку, в которой призывал подследственных объявить голодовку после его убытия. Но о том, что Бежана нет, сидельцы узнали лишь через две недели. После его этапирования роль вора в законе исполнял оперативник, ведя переписку с сидевшими в камерах.

И тут грянула очередная амнистия. Через несколько месяцев Бежан Кукава вернулся в Смоленск. Он приехал оскорбленным и злым.

Тюремный беспредел - во всеуслышание

Бежан продолжил борьбу с УФСИНом. Встречался с журналистами и рассказывал страшные истории о том, как к подросткам в камеры подсаживают взрослых извращенцев, задержанных бьют и унижают, запугивают, вербуют. Вот выдержка из его интервью (ж. Прайм Крайм):

- Более всего жаль детей 14-15 лет, которые попадают в СИЗО. Зачем к этим малолеткам сажают взрослых преступников? Это не воспитатели, они унижают этих детей. Что из подростков получится? Обиженные, озлобленные, они выйдут на свободу и снова совершат преступление. Об этом я слишком много говорил, в том числе и руководству СИЗО. Просил остановить беспредел. Такое ощущение, что там специально создают атмосферу унижения, давят людей. Я уж не говорю о металлических щитах на окнах - такого уже нет в российских тюрьмах... При прокурорских проверках заключенные боятся высказываться, так как знают, что после откровений наступит более жесткий режим... Для меня важно, почему некий Эдик в тюрьме в марте 99-го "опустил" некоего Сергея; почему в ноябре 99-го "взросляк", незаконно содержащийся в камере несовершеннолетних, заставил съесть мальчика два куска мыла... 

И много еще про что - туберкулез, вши, отбитые органы… А историю о том, как 10 апреля 2001 года отряд спецназа «тренировался» на заключенных, Бежан рассказал чуть ли не всем смоленским газетам. 

Голодовка

Конфликт достиг апогея. 19 апреля 2001 года в шесть часов утра 878 заключенных двух режимных корпусов смоленского СИЗО отказались от приема пищи. Был введен усиленный вариант несения службы, даже в колониях области обстановка была взята под особый контроль. - Личный состав Управления исполнения наказаний по Смоленской области был поднят по сигналу «тревога», - вспоминал Владимир Макаренков. – Отказ от приема пищи означал объявление заключенными массовой голодовки. При этом ими были выдвинуты требования о смягчении режима содержания, в частности, об отмене построений при проведении проверок, о снятии с окон камер железных щитов, о прекращении практики привлечения к проведению обысков сотрудниками спецназа, об улучшении качества пищи и улучшении бытовых условий. 20 апреля численность голодающих увеличилась до 1283 человек. Вот отрывок перехваченной оперативниками записки Кукавы (взято из книги В. Макаренкова "тюремные записки"): «Результаты положительные... Все делается с пользой, и наши лишения не напрасны… Ясно видно, что ход пошел. О нас заговорили по радио, подняты пресса и телевидение, и это только начало... Полагаю, что каждый из вас уже осознал свою ответственность в деле и с достоинством будет идти до конца».

Начальство УФСИН приглашало журналистов на пресс-конференции. Проводились прокурорские проверки. Выяснилось, что 10 апреля в СИЗО действительно были привлечены восемь спецназовцев «для проведения плановых работ». Скандал был нешуточный. 

А в шесть часов вечера 21 апреля, на третий день, голодовка была неожиданно прекращена по указанию самого Кукавы. Руководство СИЗО впустило Бежана Кукаву на территорию СИЗО специально для того, чтобы он объявил об окончании голодовки. Бунт был остановлен, а авторитет Бежана еще более укрепился. Так и осталось неизвестным, почему Кукава так поступил. То ли из-за того, что не все воровские авторитеты и преступные лидеры, находившиеся тогда в СИЗО, поддержали действия Бежана, поскольку считали, что он через общее решает «свои интересы»: мстит за отправку для отбывания наказания за пределы области. То ли ему УФСИН что-то пообещал за уступку. А может, была и другая какая-то причина, о которой нам уже вряд ли удастся узнать. После прекращения голодовки не прошло и месяца, как Бежана не стало...

Жена безутешна: Бежана убили

Убийство сорокалетнего Кукавы произошло 4 мая 2001 года около пяти часов вечера. Так получилось, что я увидела его, уже мертвого, буквально через несколько минут после расправы...

Я тогда пришла в Первую городскую больницу на Покровке навестить подругу. И буквально через несколько минут медсестры сказали, что около Братского кладбища убит человек... Я помню, как быстро собралась толпа. На корточках возле мертвого мужчины, одетого в белоснежную рубашку и черный жилет, сидела женщина и рыдала в голос - говорили, это жена Бежана. Я на всю жизнь запомнила ее надрывный плач. Теперь она не смогла собой закрыть его от пуль... Вскоре дворы близлежащих домов были «забиты» машинами. К рядом стоящему магазину, тогда называвшемуся «шестеркой», было трудно подойти.

...Кто-то рассказывал, что видел молодых людей, совершивших убийство. Одни говорили, будто их было двое, другие — что четверо. Вроде какой-то мужчина прогуливался с Кукавой по аллейке, второй был неподалеку и потихоньку приближался. Еще двое стояли за воротами Сквера памяти и наблюдали. Потом тот, что был с Бежаном, внезапно упал, а второй подобрался к вору в законе и выстрелил ему в голову, после чего скрылся... Кто это был - неизвестно, убийство так и осталось нераскрытым.

PS: За прошедшее время многое в системе исполнения наказаний изменилось, произошли реформы. Теперь уже и щитов нет, и такого перезаполнения тюрем - тоже, да и вообще условия содержания значительно поменялись. Прокурорские проверки проводятся регулярно... Связано ли это с действиями Бежана? Официально - однозначно: нет. Все реформы в то время готовились на уровне государственной власти. Но у криминального мира на этот счет, безусловно, другое мнение. В любом случае трехдневную голодовку 2001 года помнят все: и те, кто тогда был за решеткой, и те, кто в то время нес службу.


      Сохранить

САМЫЕ ЧИТАЕМЫЕ