Верико Анджапаридзе: «Зачем нужна дорога, если она не ведет к храму?»

Верико Анджапаридзе: «Зачем нужна дорога, если она не ведет к храму?»

Источник: 

Sputnik Грузия
+

 

Фото: 

Верико Анджапаридзе

Трудно поверить, что прошло 119 лет со дня рождения легендарной грузинской и советской актрисы театра и кино – Верико Анджапаридзе. Мы решили вспомнить, как вошла в мир искусства и чем прославилась эта выдающаяся грузинка.

Верико Ивлиановна Анджапаридзе родилась в Кутаиси (регион Имеретия) в семье нотариуса, но с детства воспитывалась в творческой атмосфере. 

 

Существует легенда, что грузинский поэт Акакий Церетели в 1900 году по случаю торжества в честь нового столетия поднял на руки маленькую Верико и объявил её доброй феей XX века: "Ты должна прославить свою родину в новом веке!"

 

Верико училась в Москве, в драматической студии актера Малого театра Айдарова. Но революция заставила вернуться в Грузию, где она поступила в студию актера парижского театра "Антуан" Джабадари в Тифлисе. Именно там актриса встретила своего будущего супруга, режиссера кино Михаила Чиаурели. 

 

Верико работала на сцене Батумского театра, Рабочего театра в Тифлисе, театра Руставели, театра Котэ Марджанишвили и Московского реалистического театра.

 

В 1925 году дебютировала в кино. Играла в кинокартинах "Покаяние", "Легенда о Сурамской крепости", "Не горюй!", "Отарова вдова", "Падение Берлина", "Каджана", "Кето и Котэ", "Иные нынче времена", "Десница великого мастера", "Мамлюк", "Гойя, или Тяжкий путь познания", "Чермен" и многих других.

У Верико Анджапаридзе была талантливая семья. Первый муж – Шалва Амиреджиби – был поэтом, публицистом и политическим деятелем, второй супруг Михаил Чиаурели – выдающимся кинорежиссером, актером и сценаристом. Дочь Верико – знаменитая грузинская и советская актриса театра и кино Софико Чиаурели, сестра Мери Анджапаридзе – кинорежиссер, а племянник Верико – автор самых известных грузинских фильмов, режиссер Георгий Данелия. 

 

Странно, но сниматься в кино Анджапаридзе не очень-то любила. Верико не чувствовала логики создания характера на экране и реакции зрителя на свою работу. 

Лишь к двум своим роля она относилась трепетно: к роли Русудан в фильме "Георгий Саакадзе" и вдовы в "Отаровой вдове" по драме Ильи Чавчавадзе. Их актриса признавала своими творческими удачами, скорее всего потому, что судьбы героинь были близки ее личной драме — потере взрослого сына. 

 

С годами Верико стала играть проще, ушел присущий ей романтический пафос. "Теперь я играю в тапочках", — говорила она о своих последних ролях.

 

Маленьким, но бесспорным шедевром стал одноминутный эпизод в фильме "Покаяние" Тенгиза Абуладзе. В нем актриса произносит всего одну, ставшую афоризмом фразу: "Зачем нужна дорога, если она не ведёт к храму?".

 

Последнюю свою кинороль Верико Анджапаридзе сыграла в ленте "Семья" Наны Джанелидзе, где она создала пронзительный образ горького старческого одиночества.

 

Грузинская актриса легендой и классиком грузинского театра и кино стала еще при жизни. В историю культуры XX века она вошла просто как Верико. Часто артистку называли "Матерью Грузии". Несмотря на то, что у Анджапаридзе был сложный, независимый характер, она отличалась импульсивностью, взрывным темпераментом и острым саркастическим складом ума. 

 

Легендарная Верико Анджапаридзе прожила почти 90 лет, из них 70 — на сцене. 




«Тбилисоба» в Москве

В Московском саду «Эрмитаж» прошел осенний фестиваль грузинской культуры и кухни «Тбилисоба». 


















Вопросы и ответы

Задавайте свои вопросы нашим консультантам! Они постараются ответить на них быстро и корректно

Наши услуги

Здесь вы можете заказать документы из различных государственных учреждений Грузии

Посольство Грузии в Москве

Интересы Грузии в России представляет Посольство Швейцарии в Российской Федерации


comments powered by HyperComments